Параплан или дельтаплан – что выбрать?
Сравнение характеристик и субъективных ощущений.
В этой статье мы попытаемся выявить объективные преимущества и недостатки обоих летательных аппаратов. Замечу, что мы летаем как на дельтаплане, так и на параплане, и отнюдь не призываем летать именно на чем-то одном. Каждый вид летательного аппарата имеет свою особенную прелесть, изюминку, недоступную другим. Но зачастую у обычных людей, которые «не в теме», создаются неверные представления и даже догмы относительно полетов на определенном летательном аппарате, и относительно полетов вообще.
Мы не зря выбрали параплан для сравнительного сопоставления с дельтапланом.Больше всего иллюзий у людей относительно дельтаплана. Нарастающая из года в год известность парапланов зачастую базируется на элементарной лучшей рекламной политике и тотальной коммерционализации полетов на параплане, что дает дополнительные ресурсы для популяризации. Но чем при этом дельтаплан хуже параплана как летательный аппарат? Хорошо подумав над этим, мы пришли к выводу, что ничем не хуже, а во многих аспектах даже значительно лучше. И хотя это по своей природе разные вещи, сравнение которых не всегда корректно, но все равно это «ближайшие» родственники, задача которых даровать ощущение полета и ничем не ограниченной свободы существования в трех измерениях.
Статья разбита на несколько частей для лучшей удобочитаемости:
Что лучше летает?
Что безопаснее летает?
На чем проще и быстрее научиться? И так ли это сложно на самом деле?
Особенности обращения с парапланами и дельтапланами на земле.
Эмоции и впечатления. Субъективное восприятие полета дельтаплана и параплана.
Плюсы и минусы тезисно.
Философское послесловие.
Что лучше летает?
С точки зрения аэродинамики крыла и летных характеристик ответ на этот вопрос однозначен – дельтаплан. И чтобы не думали и не говорили на этот счет адепты парапланеризма, есть объективные доказательства, которые признают сами же парапланеристы. Аэродинамическое качество современных дельтапланов – 17-18, параплан – 8-9. И если вам скажут, что у параплана качество 12 – не верьте, ибо это это… как бы так сказать, чтобы никого не обидеть… не верно, и говорят это обычно с целью повысить продажи определенного производителя парапланов или от обычного незнания.Аэродинамическое качество – это, говоря простым языком, способность пролететь N километров (к примеру, 17) с высоты 1000 м. То есть коэффициент, отражающий дальность планирования по отношению к израсходованной высоте. В целом, на ряду с полярой скоростей, это отражает совершенство аэродинамической конструкции как таковой (без учета мастерства пилота). В одинаковых погодных условиях дельтаплан летит дальше.
Дельтапланы летают значительно быстрее парапланов – максимальная скорость современного дельтаплана – 130 км/ч, параплан едва дотягивает до 65 км/ч и при этом становится весьма опасным — у него может подвернуться передняя кромка и крыло сложиться.
Диапазон минимально возможных скоростей у них отличается не так сильно, как максимальные скорости. Спортивный дельтаплан может лететь минимум со скоростью 27 км/ч, спортивный параплан — 22 км/ч. При падении скорости менее этих значений происходит срыв потока с крыла. Дельтаплан в этом случае теряет управляемость и начинает разгоняться до тех пор, пока не наберет нужную скорость. Вмешательство пилота при этом не требуется и обычно на это уходит несколько секунд. С парапланом происходят более сложные эволюции — поскольку крыло параплана полностью гибкое, оно начинает складываться, но также пытается самостоятельно компенсировать недостающую скорость и ныряет вперед, пилоту под ноги, и если его вовремя не «поймать» притормозив купол, возникает целая серия опасных сложений. Обычно это также происходит очень быстро.
В среде далеких от аэродинамики людей бытует мнение, что парапланы лучше набирают высоту, потому что они легче. Нет, это не так. Способность набирать высоту зависит только от одного – от минимального снижения летательного аппарата, которое позволяет терять меньше высоты при наборе в восходящем потоке. В этом отношении дельтаплан также выигрывает у параплана. У современных дельтапланов минимальная скорость снижения = 0,7 м/с, у современных парапланов 0,9 м/с
Однако не следует забывать, что фактическая дальность маршрутных полетов и набранная высота (в том числе и скорость набора высоты) — прямое следствие мастерства пилота. В этом отношении показательно сравнение рекордов дальности и скорости ДП (дельтаплана) и ПП (параплана), как «эталонные» показатели лучших пилотов ДП и ПП.
Рекорд дальности на дельтаплане — 700 км.
Рекорд дальности на параплане — 423 км.
Средняя скорость на 200 км. маршруте «до цели с возвращением» ДП — 75 км/ч
Средняя скорость на 200 км. маршруте «до цели с возвращением» ПП — 34 км/ч
Эти цифры очень точно отражают соотношение (пропорции) летных характеристик (качество и скорость, в т.ч. качество на разных скоростях — поляру) дельтаплана и параплана.
Так в чем преимущество параплана перед дельтапланом в воздухе? По летным характеристикам, как это ни прискорбно для парапланеристов, – ни в чем. Параплан в воздухе по большинству важнейших параметров уступает дельтаплану. А планер, несмотря на то, что он намного тяжелее как параплана, так и дельтаплана, сильно превосходит по летным качествам их обоих. И попытки некоторых пара-пилотов доказать преимущество ПП в воздухе у дельтапланеристов вызывают улыбку, сродни улыбке планериста над ними обоими. Безусловно, у параплана есть некоторые преимущества, но эти преимущества проявляются отнюдь не в воздухе.
Что безопаснее?
Прежде всего, надо понимать, что безопасность зависит скорее не от вида летательного аппарата, а от самого пилота, от того, насколько он трезво оценивает свои возможности и возможности своего аппарата. Другой вопрос, какой вид ЛА предоставляет больше возможностей и у какого больший диапазон допустимых метеоусловий.
В виду того, что у дельтаплана, в отличие от параплана, жесткое крыло, которое не складывается в турбулентных условиях, дельтапланы более стабильны в воздухе и меньше подвержены воздействиям внешней среды, в частности турбулентности, всегда присутствующей в парящих полетах. Кроме того, дельтапланы быстрее летают, что увеличивает верхнюю планку ограничений на скорость ветра.
Парапланы имеют один существенный недостаток с точки зрения безопасности — у них полностью гибкое крыло (там нет ни одного жесткого элемента), что приводит к тому, что в условиях турбулентности крыло параплана складывается и дальше не летит, а падает. Но в оправдание современным парапланам надо заметить, что они умеют не только складываться, но и раскладываться в воздухе. То есть при умелых действиях (иногда и без них) пилот параплана может снова «разложить» крыло и продолжить полет. Но на это требуется запас высоты. Если высоты/времени недостаточно, то земля может оказаться раньше, чем пилот успеет разложить параплан, к тому же далеко не всегда и не все парапланы удается разложить полностью.
На видео демонстрация этого недостатка:
Нельзя сказать, что с дельтапланами можно делать в воздухе все что угодно. В конце концов, имея должное упорство, дельтаплан можно просто сломать в воздухе. Но для этого требуются настолько «суровые» условия и термоядерная турбулентность, что парапланы не летают в такую погоду в принципе.
Субъективно, многие люди больше предрасположены к параплану, который напоминает раскрывшийся парашют и создает иллюзию безопасности. Но параплан — не парашют, и это очень опасная иллюзия. Парапланерные производители работают над тем, чтобы уменьшить риск сложений крыла в воздухе и одновременно над увеличением скорости его «раскрытия» в случае, если это сложение произошло. Но основная проблема в том, что улучшение летных характеристик парапланов неизбежно приводит к уменьшению их безопасности. На этой тонкой грани и балансируют мужественные спортсмены парапланеристы.
Как на дельтаплане, так и на параплане пилот приземляется на ноги. То есть, подлетая к земле, пилот гасит скорость и «срывает» крыло. При этом скорость падает до 0 км/ч и пилот становится на ноги. Очень похоже на то, как вороны садятся на ветки деревьев.
Естественно, приближение земли наиболее критический момент на всех видах летательных аппаратов. Периодические грубые посадки на дельтаплане — это следствие ошибок в пилотировании, также как и преждевременный срыв параплана, который может привести к фатальному сложению на малой высоте и падению на спину. Единственное отличие здесь — это тот факт, что внешне внушающая страх жесткая конструкция дельтаплана при грубых посадках берет удар на себя, и разрушаясь, смягчает (амортизирует) падение. Поэтому иногда можно слышать внушительные «бахи» на посадке, но видеть совершенно здорового и невредимого пилота, выходящего из под дельтаплана.
Дельтаплан пугает многих жесткостью конструкции и скоростью. Но жесткость эта помогает ему быть стабильным в воздухе, а скорость дает дополнительный запас маневра в экстренных случаях. Улучшение летных характеристик в данном случае только положительно сказывается на безопасности, еще более увеличивая диапазон возможностей и стабильность крыла. В этих различных тенденциях в совершенствовании парапланов и дельтапланов кроется основное отличие по параметрам безопасности.
Но все же хочу повторить, что ни параплан, ни дельтаплан, не опасны сами по себе. Опасность только в переоценке своих возможностей, а это следствие неправильного обучения.
На чем проще и быстрее научиться?
Ответ на этот вопрос не однозначный. Первоначальный этап проще и быстрее на параплане, потому что он легче и его проще носить в горку при учебных полетах. Дальнейшее обучение проще и быстрее на дельтаплане, потому что дельтаплан, обладая большей стабильностью и предсказуемостью в воздухе, требует менее отточенного владения техникой пилотирования при полетах в более сложных условиях.
Субъективно, обучение на параплане кажется быстрее, потому что ученика практически сразу запускают с большой высоты, в то время как на дельтаплане высота наращивается постепенно, по мере закрепления моторных навыков и по мере привыкания к ней.
Ничего хорошо в подобном «экспресс-обучении» в парапланеризме нет, и это признают сами парапланеристы. Даже если человек фактически может приземлиться живым, когда его в первый же день выпускают с самого верха горы или затягивают на 150 м. на лебедке, все равно за столь короткий общий срок обучения человек не может в полной мере осознать поведение крыла и окружающего воздуха и быть готовым к правильным действиям в нештатной ситуации. На наш взгляд, это очень рискованно.
И что еще хуже – сам новоиспеченный пилот не отдает себе отчет в том, насколько он мало знает и умеет, что очень быстро приводит его к физическим или моральным травмам, если рядом нет более опытных товарищей. Причина же столь малых сроков обучения банальна – деньги. Во многих парапланерных школах обучение поставлено «на поток» и каждый лишний день для школы только дополнительные расходы за ту же цену.
В дельтапланерном спорте обучение более «монументально». Сразу «выпихивать» ученика с самого верха никто не будет. Все происходит поэтапно по мере закрепления навыков. Как правило, обучение проходит в дельтапланерном клубе или школе и когда человек проходит первоначальный курс, он вступает в клуб и фактически продолжает свое совершенствование под присмотром инструкторов и более опытных товарищей. К сожалению, это не всегда происходит в парапланеризме и очень часто (не всегда конечно) человек остается один на один с воздушной стихией не обладая необходимыми для выживания навыками и трезвостью мышления.
Почему-то многие считают, что учиться летать на дельтаплане это суперсложно и длится это годами. Это неправда. Сроки первоначального обучения вполне сопоставимы со сроками в парапланерных школах – 10-15 летных дней, в то время как на параплане – 5-7 дней. А лишняя неделя в этом случае скорее полезна, чем вредна. Куда торопиться? Лучше поучиться немного дольше, но летать потом увереннее.
Обучение на дельтаплане физически сложнее, потому что дельтаплан весит больше (26 кг. дельтаплан, и 10 кг. параплан). Но, во-первых, этот период длится не так долго, чтобы брать в расчет в «глобальном» жизненном плане при выборе вида летательного аппарата, во-вторых, для физически слабых людей (к примеру, для очень слабых девушек) можно просто найти себе помощника для переноски дельтаплана на эти 10-15 дней. К тому же фактическая масса, заносимая на горку не так сильно отличается, как летные характеристики самих ЛА (75+5+10 кг. — ПП и 75+5+26 кг. — ДП для средневесящего пилота), а при обучении на лебедке это практически не имеет значения.
Особенности обращения с парапланами и дельтапланами на земле.
С точки зрения удобства транспортировки и хранения параплан значительно выигрывает у дельтаплана. Он более компактен и легок. Вес спортивного параплана со всей необходимой экипировкой обычно не превышает 30 кг., в то время как аналогичная комплектация спортивного дельтаплана доходит до 50 кг. Соответственно, габариты ПП — 1,5 х 1,5 м., а минимальные габариты ДП 2,5 х 0,5 м. в «коротком», транспортировочном пакете, и 0,3 х 6 м. в длинном пакете.
При использовании общественного городского транспорта парапланы более мобильны. При наличии у пилота или у его друзей автомашины мобильность дельтаплана и параплана равны, потому что и то, и другое можно положить на верхний багажник машины и отвезти к месту полетов.
Принимая во внимание, что полеты не происходят в городской черте и добраться до места полетов на общественном транспорте проблематично как для дельтапланеристов, так и для парапланеристов, компактность парапланов зачастую является довольноиллюзорным преимуществом.
Обычно на старт можно заехать на машине. В некоторых случаях, туда можно добраться только на машине, потому что подниматься пешком на высоту, к примеру, 1500 м. с парапланом или дельтапланом очень проблематично.
Мобильность слишком условное и относительное понятие, чтобы сказать определенно, но все же в комплексе параплан более мобилен за счет своей относительной компактности.
Еще одним немаловажным фактором является стоимость крыльев и накладные расходы на эксплуатацию. Стоимость дельтапланов варьируется от 400 до 4000 евро в зависимости от типа и производителя крыла. Парапланы чуть дешевле — от 300 до 3000 евро.
Плюсом параплана в данном случае является относительно меньшая стоимость крыльев спортивного уровня, но в тоже время, минусом является значительно меньший их ресурс. Если парус дельтаплана при бережном уходе может прослужить до 10 лет, то парапланы при аналогичной интенсивности эксплуатации служат всего 3 года. Это связано с тем, что для обеспечения легкости парапланов там применяются более легкие и соответственно менее долговечные ткани, которые под действием ультрафиолетового излучения солнца со временем теряют необходимую прочность.
На дельтапланах применяются более тяжелые и плотные ткани, ресурс которых многократно превосходит парапланерные ткани. Кроме того, парус дельтаплана это только треть его стоимости, а каркас и деталировка не устаревают, их можно только сломать. Поэтому при износе обшивки дельтаплана ее можно просто заменить на новую и продолжить летать на данном ДП. В то время как параплан необходимо менять полностью — он весь тряпичный.
Еще одним эксплуатационным минусом параплана является тот факт, что крыло постоянно касается земли и за счет этого изнашивается и пачкается. На дельтаплане нет такой проблемы. Но, естественно, при бережном обращении с парапланом этого эффекта можно в некоторой мере избежать.
Субъективные ощущения.
Приведем достаточно типичные впечатления дельтапланериста о парапланеристах. В роли «типичного» дельтапланериста выступает Владимир Леуськов:
«Мой восторг и восхищение мастерством парапланеристов не знает предела. Мой ум отказывается верить в возможность того, что они делают. С этой невесомой тряпочкой на ниточках они творят чудеса при перемещении по воздуху на огромные расстояния.
Меня поражает степень мастерства владения куполом, поскольку парапланеристы абсолютно беззащитны перед воздушной стихией природы. И еще более я восторгаюсь их мастерством, когда осознаю мужество парапланеристов и бесконечное трудолюбие при овладении методами выживания. Потому что все-таки они сумели выжить, раз стали мастерами такого уровня. А выживать им приходится очень часто по причине нестабильности купола. На моих глазах с парапланеристами постоянно происходят катаклизмы в различных метеоусловиях, и многие из них остаются целыми и невредимыми. Их мгновенная отточенная реакция приведения в действие запасного парашюта поражает воображение. Кружась с ними в одном потоке, я даже не успеваю понять, что произошло, а они уже спускаются на запаске. Это тем более впечатляет, поскольку мне страшна даже сама мысль о том, что когда-нибудь и мне придется спасаться таким образом.
Я восхищаюсь их мастерством предвидеть опасные для себя воздушные условия при осознании своей уязвимости тогда, когда мне эта их уязвимость не доступна для понимания. Мастерский уровень парапланериста ни в какое сравнение не идет с любым уровнем подготовки дельтапланериста – он на порядок выше».
Вот еще субъективные впечатления о преимуществах параплана одного из инструкторов:
«Не смотря на постоянную критику параплана как летательного аппарата с низкими возможностями, и низким уровнем безопасности мы все-таки рекомендуем параплан для людей, которые по своим возможностям, почему-либо не могут летать на дельтаплане. При правильном и грамотном подходе параплан позволяет с достаточным уровнем безопасности отрываться от земли и совершать маршрутные полёты на небольшие расстояния.
Параплан лучше подходит людям с ослабленным зрением, так как имеет значительно меньшие скорости полёта, и пилот может иметь больше времени на реакцию, увидев препятствие на близком расстоянии. Правда, при этом стоит заметить, что при меньшем, чем у дельтаплана запасе манёвренности и аэродинамического качества уйти от препятствия может оказаться сложнее.
Для тех, кто хочет иметь хоть какую-то возможность преодолеть земное тяготение, параплан представляет шанс. Он даёт возможность достаточно долго повисеть между небом и землёй в слабоветренную погоду, выполняя неспешные перемещения в динамике. При этом остаётся возможность набора высоты в термическом потоке и улёта по ветру.
Если недостаток времени не даёт вам возможности выделить 15-20 минут на сборку и разборку дельтаплана, лёгкая и компактная конструкция параплана без жёстких элементов каркаса приводит к возможности быстрого и компактного складывания параплана, как на земле, так и в воздухе.
После описания всех преимуществ параплана справедливости ради необходимо отметить, что полёты на параплане требуют большей грамотности и осмотрительности и более тщательной предполётной подготовки. Особенно это относится к анализу погодных условий и возможностей развития погоды в течение лётного дня. Так же требуется более тщательная, чем для дельтаплана, оценка микрометеорологии местности в районе старта и посадки. Это делает необходимым проведение более углублённого теоретического курса и усиленной тренажной подготовки, которая обеспечивается только в серьёзных парапланерных клубах и школах.
Приобретение первого параплана, из числа бывших в употреблении, может оказаться более лёгкой задачей, а главное существенно дешевле, так как опытные парапланеристы стремятся через год-два эксплуатации перепродать свой купол. Это обусловлено тем, что изготовленный из лёгких и тонких тканей параплан за первый год эксплуатации существенно теряет пропитку, а следовательно, и несущие способности и уже не удовлетворяет спортсмена, но сохраняет возможность быть использованным в качестве учебного ещё пару лет. После чего его, увы, можно только выкинуть»
Плюсы и минусы тезисно
Парапланы – минусы
- Менее широкий спектр допустимых метеоусловий (на одну треть потенциально летных дней меньше)
- Меньшие расстояния за короткий световой день (в полтора — два раза)
- Меньшая скорость прохождения маршрута (в полтора — два раза)
- Нестабильность поведения крыла в нестабильном воздухе (относительный травматизм на порядок больше)
- В потенциально опасных аэродинамических условиях парапланерист должен срочно что-либо делать и чувствовать, что он делает, и хорошо знать, что он должен делать, то есть — быть очень «активным» (в хорошем смысле слова).
- Сравнительно небольшой ресурс параплана. (2-3 сезона)
- Меньший вес крыла с подвесной системой (Дельтаплан — 32 крыло +8 подвеска =40 кг)(Параплан — 10 крыло +10 подвеска = 20кг)
- Меньше времени на подготовку к старту (Дельтаплан — 20минут)( Параплан — 10минут)
- Меньшие транспортировочные габариты (6 м) (1,5х1,5)
- Пониженные требования к мастерству пилота для посадок на ограниченные площадки
- Неограниченное использование общественного транспорта (абсолютное преимущество)
- Пониженные требования к мастерству пилота при старте с сильным боковым ветром на пологом склоне
- Меньшая цена крыльев соревновательного уровня
Дельтапланы – плюсы
- Более широкий спектр допустимых метеоусловий (на одну треть потенциально летных дней больше)
- Большие расстояния за короткий световой день (в полтора — два раза)
- Большая скорость прохождения маршрута (в полтора — два раза)
- Стабильность поведения крыла в нестабильном воздухе (абсолютное преимущество) (относительный травматизм на порядок меньше)
- В потенциально опасных аэродинамических условия от пилота требуется минимум усилий для пассивного сохранения нейтрального положения относительно дельтаплана (абсолютное преимущество)
- Сравнительно большой ресурс паруса дельтаплана при неизнашиваемом каркасе.
Дельтапланы – минусы
- Больший вес крыла с подвесной системой (Дельтаплан — 32 крыло +8 подвеска =40 кг)(Параплан — 10 крыло +10 подвеска = 20кг)
- Больше времени на подготовку к старту (20 минут ДП и 10 минут ПП)
- Большие транспортировочные габариты (6 м) (1,5х1,5)
- Повышенные требования к мастерству пилота для посадок на ограниченные площадки
- Ограниченное использование общественного транспорта
- Повышенные требования к мастерству пилота при старте с сильным боковым ветром на пологом склоне
- Большая цена крыльев соревновательного уровня
Философское послесловие
Конечно, вы можете сказать, что мы дельтапланеристы, поэтому «хвалим свое болото». Но не стоит забывать, что мы также летаем и на парапланах. И задайтесь вопросом – почему мы предпочитаем летать на дельтаплане, умея и то, и другое. Еще спросите, как много парапланеристов умеют летать на дельтаплане – я думаю единицы, а вот 50% дельтапланеристов умеют летать также и на параплане, но делают это очень неохотно. Для того, чтобы рассуждать об обоих видах летательных аппаратов, нужно иметь представление и о том, и о другом. Спросите у своего инструктора-парапланериста, умеет ли он летать на дельтаплане, прежде чем выслушать все что он будет говорить про то, чего не знает, только ради того, чтобы удержать вас от полетов на дельтаплане. Хотя умный инструктор этого делать не будет.
Мы не хотим в чем-то ущемить параплан, наоборот, часто восхищаемся мужеству и мастерству этих людей, которые чтобы достичь того, что так просто дается нам, вынуждены проходить суровую школу выживания.
Ну и еще немножко эмоций. Что бы и как бы не говорили адепты парапланеризма, каких бы немыслимых усовершенствований парапланов они бы не обещали, ну не хотим мы летать сидя или вперед ногами. Это не естественно. Птицы летают вперед головой, широко расставив крылья.
Бессмысленно спорить что лучше. Потому что это разные вещи. Когда мы хотим летать «всерьез», далеко и быстро, мы летаем на дельтаплане. Когда хотим просто повисеть и освежиться в вечернем бризе у склона в спокойную мягкую погоду – летаем на параплане. Мы не призываем делать выбор. Наоборот, призываем расширить свои горизонты и уметь летать и на параплане, и на дельтаплане, и даже на планере.
Артур Дзамихов
Об авторах от автора
Я уже не имею морального права называть эту статью своей. В ее создании приняло участие много людей, как дельтапланеристов, так и парапланеристов. Многие из них очень квалифицированные профессиональные пилоты и инструктора (как ПП, так и ДП). Я не могу приводить их список здесь и выражать благодарности поименно, так как список будет слишком длинный. Я хочу поблагодарить их всех, особенно парапланеристов, которые нашли в себе мужество сказать правду.
- —
- admin
Комментарии (118)
В отличие от парапланов, полёты на которых крайне редко заканчиваются летальными исходами, на дельтапланах люди погибают чаще. Причём иногда это происходит даже при полётах опытных дельтапланеристов на крайне малых высотах. К травмам приводят высокая скорость и незащищённость пилота от внешней среды.
ИСТОЧНИК: http://www.sh*********ov.ru/articles/deltaplan.php
Кроме того, следует обратить внимание:
1) Человек, который писал текст на упомянутом сайте — не представился, в отличии от авторов этой статьи.
2) Домен этой т.н. «школы» зарегистрирован в мае 2010. Т.е. даже менее полугода назад. Маркетологи отлично знают, что черный PR тоже PR.
3) «Школа», «так называемая», потому, что она не школа и не клуб, — а агентство. Т.е. никого не обучает, в воздух не поднимает, а является лишь посредником (наверное за деньги). В связи с этим, есть мнение, что упоминание дельтапланов сделано лишь с целью, собрать часть поискового трафика для «переокучивания» на клубы и школы отчисляющие партнерский процент. Вероятно, после принятия в партнеры дельтапланеристов, этот текст может поменяться.
4) Владелец сайта некто Антон Павлов не производит впечатление гуру авиации, а уж тем более ДП и ПП. Свой первый полет (на самолете, кстати) он совершил в конце августа 2008 года (информация из открытых источников).
Спаибо за информацию.
Я 5 лет летаю на параплане, неоднократно летал вместе с дельтами вместе, итог чтобы полетать на параплане достаточно сесть на велосипед и приехать на любой удобный холм, с дельтом требуется в разы больше организаторской суеты ( у меня в машине сейчас 3и крыла и 2е подвески), от подьема на старт и до выбора места полетов. На дельтоплане невозможно сесть на площадку окруженную лесом да и вообще не на всякую сядеш, про старт вообще молчу. На дальнем востоке Дельтаплан это скорее ЭКЗОТИКА думаю такая ситуация не только у нас!
Понравилось: "Меньше времени на подготовку к старту (Дельтаплан — 20минут)( Параплан — 10минут)" это кто же из короткого в одного за 20 минут раскладывает? 10 минут это тоже загнули.... и таких неточностей через слово!
Про мобильность улыбнуло. Да будет известно автору что на параплане совершен полет даже в вершины Эвереста :)
Мне видится что ДП вымрут из за многих факторов основным из которых мне кажется организация полетов.
Я летаю на ДП, и скажу вам честно, это куда лучше, чем ваш ПП. И пусть он тяжелее и труднее собирается, зато качество крыла лучше, да и летаем мы на больших скоростях и над облаками.
Я ничего не имею против ПП, летайте на здоровье!!! Но тем, кто еще не определился, скажу: если вы сильный духом человек и у вас есть математический склад ума, то вам в ДП, а если вы хотите летать, но кишка тонка, тогда вам в ПП!!
У меня все.
Дельтики просто завидуют парапланеристам, потому что дельты - "вымирающий" вид СЛА. :)
Я сам парапланерист, летаю более 10 лет. Летаю маршруты под 200км, треугольники, с возвращением. Налетываю 150 часов в год, причем половину этого - недалеко от своего равнинного города. Был на высотах за 5000 метров абсолютки, регулярно езжу на Чемпионаты своей и других стран.
Объездил с парапланом почти "полшарика"
Мои друзья примерно одновременно со мной пришедшие в клуб(но не ПП, а ДП)до сих пор не набирали даже 1000м над стартом, не улетали даже на 15 км от горы :)
А понакупали себе уже "Стелсы"! :)
Много (около 10) человек друзей давно ушли из ДП в парапланеризм и даже не думают о "возврате" :)
Травматизм у ДП на этапе обучения - гораздо выше, это вывод из 10 летнего опыта полетов ПП и ДП клубов нашего института.
Отношение к полетам странное - на полетах учлеты ДП клуба почти поголовно в кедах и древних мотоциклетных касках.
Результативность полетов - посмотрите статистику OLC по километражу и налету в часах(хотя бы по России и Украине).
Обучение "монументальное"? Смешно. Наблюдал только полное непонимание погоды(полеты перед грозой), неумение садиться где надо а не там где придется и т.д.
Знаю только пару дельтиков из сотни, наверное, с которыми мог бы спокойно крутиться в одном потоке. А так - поголовное неумение летать в группе, да еще и ругаются в воздухе только дельтики.
И вообще, заводят подобные разговоры(статьи) почему-то только дельтики :)
Кстати, рекорд дальности на ПП - уже более 2 лет как 503км.
Но современными лебедками затягиваться на 800-900 метров запросто.
А в хорошую погоду и 300 хватает.
По поводу падения на запаске неправда написана.
Фал запаски крепится к тому же узлу, что и фал подвески пилота. Поэтому при снижении на запаске пилот падает фактически отдельно от ДП. Следовательно, при приземлении конструкция ДП НИКАК НЕ может амортизировать удар.
Мало того, обломки труб могут травмировать или даже проткнуть самого пилота.
Дельты очень легко идут в "кувырок" в сильной турбулентности и и ошибках пилота(например, сильном "завешивании" на больших углах атаки). В кувырке ДП обычно разрушается.
У жесткокрылов проблемы со срывными режимами еще серьезней.
Посадочная скорость у ДП гораздо выше, чем у параплана, поэтому посадка на ДП гораздо опасней и менее прощающая ошибки на малой высоте, особенно у учлетов.
Научились лучше просчитывать профиля, крутку крыла, натяжение поверхностей.
Крылья с карбоновыми вставками (а не каркасом)на передней кромке канули в Лету. Они появились и почти сразу пропали, успев выиграть самые престижные соревнования в 2009 году - Финал Кубка Мира.
Но потом появились парапланы без карбона, которые стали летать еще лучше. Вот они-то и совершили очередной рывок в ЛТХ.
Параплан давным-давно превратился из средства для "повисеть в бризу" в серьезный летательный аппарат.
Откройте глаза!
Пролететь сотню километров на выходных на равнине и вернуться вечером домой- это уже никого не удивляет. Не верите - посмотрите базы данных OLC.
Пилоты с 2-хлетним стажем регулярно летают многочасовые маршрутные полеты, по
50-60 км.
На соревнованиях обычно несколько упражнений - за сотню км.
Дельтапланеристы, мы с вами друзья по небу. Давайте более уважительно относиться друг к другу и не писать провокационные статьи.
Учтите плиз, что когда писали статью это про Мантру, нет даже про двухрядку в принципе, никто подумать не мог.
Про сбор дельтика из 2х метров — это я так понял вы шутите. 20 минут — это лениво собирать из 6м пакета, хотя 3 студента УТшку вполне тоже за 20 минут соберут и из 2х метров, если их пинать :)
Про улеты… Ну у вас такое видение картины, что улетается вам проще. В чем то согласен. летом 2010 не мог улететь. Только поток отцентруешь — так ПП в лоб заходит в противоположную спираль, ну… не обижался. ругался, но не не обижался, не могут люди сами поток найти :)
Про стаж. Вот у меня есть учлет. стаж у него 10 месяцев. Сейчас по вашим меркам 3ку осваивает. По нашим Интермедиат. Вроде и аппарат сложнй, а вроде и осваивает :)
Не нервничайте вы так. Вы круты. Вы круче дельтиков по любому. Я бы зассал в термичку без жесткой конструкции летать :)
Нету желания конструктивного и уважительного общения.. Это уже не смешно..
При чем тут кто круче? Кого тут за живое что задевает?
Жесткая конструкция - не панацея от летных происшествий, совершенно. Это какие-то преимущества, но и тут же - новые проблемы, Вы это сами понимаете.
Мягкое(на первый, поверхностный взгляд) крыло - на самом деле очень живучее.
Да, оно может складываться, но из-за мягкости может и раскладываться! А умелыми действиями пилота можно предотвратить большинство складываний.
В парапланеризме важнее всего правильно выбрать крыло, соответствующее навыкам пилота.
Очень много классов парапланов в нынешнее время.
ПС. Если рассуждать Вашими мерками, то круче всех - пилоты истребителей 5-го поколения :)
Человек сам волен выбирать, что ему больше подходит.
Если хочется просто летать, то самый быстрый и легкий(физически и материально) путь - это полеты на параплане.
Если хочется ощущать себя "Самым Быстрым и Летящим с Большим Качеством" - то придется что-то другое, но учиться будет заметно дольше.
Летать можно и не хвостом вперед - просто не летать в дульник, это опасно хотя бы из-за большей турбулентности и более сложной посадки.
Летать можно и без складываний - летай на подходящем тебе крыле в подходящую тебе сейчас погоду.
Постоянные складывания на параплане - это навязанный дельтапланеристами стереотип, имеющий мало общего с нынешней действительностью. Стереотип, навязывемый и далее по причине неосведомленности или по причине ангажированности - типа "летай с нами и тебя не будет складывать"
Самый лёгкий путь обучения — тандемной аэробуксировке на дельте кстати.Буржуи так безногих инвалидов учат на дельте летать.
А что касается материально, то есть куча почти бесплатных дельтаклубов, и IMHO крайне мало бесплатных парашкол.
Основная проблема парапланов это сложения на малой высоте — от 5 до 30 метров — запаска ещё не работает а перелом позвоночника уже возможен — потому и обучение «быстрое» — сначала побегали и научили поднимать крыло — и добро пожаловать повыше. А потом народ комрессионки получает.
Насчёт «ощущать себя „Самым Быстрым и Летящим с Большим Качеством“ — это вам к психоаналитику :) — то есть — не наши это проблемы.
Можно и не летать в „дульник“, а можно летать на чём-то ещё кроме параплана, тогда этот ветер не будет называться дульником
А кто говорил, о постоянных складываниях? Я не говорил…
Я говорил, что видел и слышал про много сложений, и не хочу так экспериментировать на себе.
BTW Про кувырок на дельте есть наверное пяток эпизодов на ю-тюбе, количество видео со сложениями зашкаливает за сотню IMHO.
Про почти бесплатные дельтаклубы - именно в них народ ГОДАМИ ездит на Клемуху и Юцу бегать вниз и летать в тихую погоду пару галсов и вниз...
"Основная проблема парапланов это сложения на малой высоте — от 5 до 30 метров — запаска ещё не работает" - точно так же это проблема и у ДП - сам видел пару раз, как на посадке дельту "ставит раком" и она летит в циркуль.
Эту проблема (и у ПП и у ДП решается правильным построением захода на посадку и места посадки).
"сначала побегали и научили поднимать крыло — и добро пожаловать повыше" - опять навязанный стереотип и заблуждение.
В хороших школах(а их большинство) такого давно уже нету.
Это Вам к психоаналитику :)))
„Самым Быстрым и Летящим с Большим Качеством“ - именно это я слышал обычно в ответ на вопрос "зачем ты НАЧАЛ летать на ДП, на параплане быстрее научишься летать маршруты"
Человек только начал летать, летает еле-еле в динамике, даже примерно не знает, что такое оптимальная скорость на переходе, а уже уверен, что качество ему поможет летать!
Да он еще не знает даже КАК ИМЕННО пользоваться своим качеством, которое (как его уже уверили)на 4-5 единиц больше!
Кстати, насчет "психоаналитика". Именно дельтик, заметьте, начал первым хамить. :)))
В более слабый ветер безопасней и комфортней летать и на ПП и на ДП.
Висение в "дульник" в динамике - это уже никому неинтересно, кроме дельтиков, видимо. На парапланах уже массово летаются маршрутные полеты, а дельты все висят в динамиках :)))
"BTW Про кувырок на дельте есть наверное пяток эпизодов на ю-тюбе, количество видео со сложениями зашкаливает за сотню IMHO" - вот-вот, о реальной ситуции уже судят по интернетам и ютюбам...
Реальность совсем другая, уважаемые, летайте и общайтесь побольше.
С уважением,
Честно говоря массовость маршрутов на парапланах IMHO немного преувеличена — большая часть также и висит/колбасится в динамиках и тихую погоду. Хотя во многом вы правы — маршруты у нас часто связаны с необходимостью удирать от «власти», которая очень не любит свободно летающих, что с парапланом несравненно проще, да и подбор это тоже для дельта в России проблема, где всё больше направления вместо дорог. (Дураки и дороги — как всегда ;) Вот большая часть и летает замкнутые маршруты вокруг места базирования. Мотодельты правда уже вовсю на юга летают, кстати.
Может и дельты подтянутся на открытую дальность по равнинам черноземья летать. Подбор на мотодельте :0 — мечта… Когда-то там рекорды планерные ставили :(
Покажите, где это в статье написано? Такой заявы я не нашёл.
***Улет на ПП это просто, а улет на ДП - это поблема, как домой попасть, подбор нужен.***
У планеристов всё ещё хуже, и не жалуются, а улетают на штуку и больше.
Теперь пойду против необъективностей нашего брата =))
***Я бы зассал в термичку без жесткой конструкции летать :)***
***А фигня эти сложения или не фигня — каждый сам себе буратино.***
Этой осенью летали в Чегеме. Так вот, парапенты на тряпках всех классов, от еденички до компета, кажется, чувствовали себя поспокойнее, чем мой товарищ на Комбате :)
У многих дельтиков есть стереотип сложений про парапланы. После увиденного мной пришёл к выводу, что на современном этапе развития техники парапланерист может контролировать сложения если ему позволяет это его уровень мастерства.
Летают они короче в такой же жопе как и дельты и не парятся.
Один, на мой взгляд, важный момент. У параплана НЕТ режимов, из которых нельзя выбраться в полёте (конфетку не рассматриваю, это следствие неудачных акро манёвров). У дельтаплана они, к сожалению, есть - это кувырок.
***Только не говорите, что парики при подобных условиях не складываются.***
Фишка в том, что для параплана сложение - штатная ситуация; для любого сложения предусмотрена последовательность действий для предотвращения и выхода в нормальный режим.
Кувырок на дельте - это ЧП и п....ц. Только запаска.
Тряпочники, кстати, кувырки управляемые способны делать =((
PS А Вова Леуськов говорил, что все дельтапланеристы рискуют кувыркнуться. Только в какой-то конфигурации вероятность больше, в какой-то меньше. Помните, наверное, случай описывали на Небе, мужик кувыркнулся в динамике на Апогее (вроде)?
Ну на учебном аппарате наверное шанс стремится к нулю, но тягаться со спортивными парапланами по-серьёзному, на сколько я понимаю, может только аппарат уровня Комбата. Остальные уже сравнялись!
Я тоже видел одиночные пилотажные кувырки на дельте, не вопрос. Реальную опасность представляет устойчивое и неуправляемое кувыркание. Для этого аппарату нужно придать сильно задний центр тяжести и загнать в первый кувырок тем или иным способом.
BTW Да дался вам этот кувырок, «случайный и устойчивый кувырок» случается много реже, чем «конфетка» и как правило при целой комбинации неправильных обстоятельств — типа аппарата и его настроек, действий пилота, погодных условий и значительной доли невезения. В конце концов есть «хвост», насколько я знаю с хвостом ещё никто не смог устойчиво курыркаться.
Кувыркнуться один раз наверное можно на любом аппарате, кроме учебных — если его туда старательно загонять. Вопрос — зачем.
Так вас таки интересует вопрос кто кого круче или нет — судя по этой фразе очень :)). По большей части аэродинамики учебный дельт легко заткнёт за пояс почти любой параплан (Там специально уменьшены параметры скорости управляемости и качества для уменьшения возможностей учлёта совершить что-то фатальное). Переходный AFAIK — заткнёт все и по всем параметрам. Спортивный, кстати, это выигрыш по скорости и качеству в ущерб управляемости. С парапланами AFAIK таже фигня — характер спортивных крыльев не самый лучший, так что как-то и некорректно сравнивать учебный или переходный дельт со спортивным парапланом.
При всём уважении, вы ошибаетесь. Нет никаких одиночных пилотажных кувырков на дельте (если есть реальные доказательства - я помру от счастья). Одиночные кувырки - чистая случайность, пилот просто в рубашке родился.
Олег Бондарчук кувыркнулся на Комбате на большой скорости (на очень передней центровке), получив серьёзную травму внутренних органов. И это не единичный случай кувыркания при работе в правой части поляры (в том числе были и смертельные исходы).
***Да дался вам этот кувырок, «случайный и устойчивый кувырок» случается много реже, чем «конфетка» и как правило при целой комбинации неправильных обстоятельств — типа аппарата и его настроек, действий пилота, погодных условий и значительной доли невезения.***
Про "много реже, чем "конфетка"", на мой взгляд, голословное утверждение. Если нет, поправьте. Вот последний фактор - значительная доля невезения - и есть наиболее, по-моему, удручающий. То есть все мы рискуем попасть в эту жопу без возможности исправить ситуацию, вне зависимости от наличия высоты. А уж о каких-то выкрутасах и говорить нечего! Говорят, реально опытные и мудрые дельтапланеристы стараются летать блинчиком - понятно почему.
А конфетка, на сколько я знаю, не может случиться в парящем полёте. Только акро. Опять же если не прав, поправьте.
***В конце концов есть «хвост», насколько я знаю с хвостом ещё никто не смог устойчиво курыркаться.***
По хвосту ещё просто слишком мало статистики. То видео с неудачной петлёй - так таких случаев удачного выхода и без хвоста было.
***Кувыркнуться один раз наверное можно на любом аппарате, кроме учебных — если его туда старательно загонять. Вопрос — зачем.***
Где-то есть видео кувырка УТешки, вроде. Кувыркается, с**а, всё!
***Так вас таки интересует вопрос кто кого круче или нет — судя по этой фразе очень :)).***
Интересует :) По словам моего товарища, который парил на Комбате в Чегеме в суровейших термиках вместе с паракомпетом, он имел преимущество только на взведённом полиспасте и преимущество состояло в способности комфортно свистеть на 20-30 км\ч быстрее.
На отпущенном полиспасте вообще проигрывал по производительности.
***Может и дельты подтянутся на открытую дальность по равнинам черноземья летать. Подбор на мотодельте :0 — мечта… Когда-то там рекорды планерные ставили :(***
Я тоже об этом мечтаю! Мне кажется, что возможно создать такую аэробуксировочную сеть, подобную планерной, с аэроподборами... Какие б возможности открылись =) Ну и бабла б стоило тож пропорционально...
Правая часть поляры как бы и совсем не причём — более того на большой скорости перегрузки на входе в поток и отрицательных уграх атаки (до которых на большой скорости ближе) будут гораздо выше, не коворя уже о торможении при кувырке. А вот передняя центровка вызывает смещение центра тяжести назад! Что кувырку только способствует. В момент выхода на отрицательные углы аппарату будет всё равно гре ваша точка подвеса — фал просто провиснет, а вот пилот будет гораздо дальше сзади — закручивая своей массой аппарат в кувырок.
Опять таки к счастью только на ютюбе видел кадры как мощный нисходняк упаковывает человека в купол.
Ок будем ждать статистику. Теория однако говорит в пользу хвоста — он ЦД назад за ЦТ сдвигает.
Тут первый вопрос — насколько различается класс пилотов: общий налёт, опыт, знакомство с местностью итд. Самый быстрый джип — ещё не победа на ралли. И второй вопрос — на что конкретно жаловался ваш товарищ — мала скорость на переходе? Вываливался и не мог найти поток? Не справлялся с управлением в турбулентность?
Обсуждалось www.nebo-forum.kiev.ua/viewtopic.php?f=2&t=7172
Если кратко, то пришли к выводу, что это очень опасно.
Я больше ориентируюсь на видео с соревнований по пилотажу, на статьи самих пилотажников. Ни в одном видео нет управляемых кувырков (на сколько я знаю). Те, что были — заканчивались запаской. Ни в одной статье по аэробатике также не упоминается возможность управлять кувырком. Ни один наш топ спортсмен не знает, как делать управляемые кувырки :). Тех, что знали, уже с нами нет :(. Мистика!
Центровка — это положение центра тяжести относительно фокуса крыла на продольной оси аппарата. Логика вашей фразы мне непонятна, расшифруйте пожалуйста.
Здесь тоже логику не могу уловить. По-моему, если фал провиснет и аппарату будет всё равно где точка подвеса, то ему будет всё равно и на то, где находится пилот. Провисание фала — следствие невесомости, а в невесомости пилот не может влиять на аппарат своей массой.
Я про Олега упомянул к тому, что кувыркнуться можно не только завесив аппарат (т.е. на неустойчивой задней центровке), но и летая слишком быстро (не смотря на то, что передняя центровка стабилизирует).
В любом случае, у меня не было намерения спорить о физике процесса.
У параплана таких задниц нет. Если есть высота и умение, можно делать полный срыв крыла (в том числе динамический, зависая под 90 гр. к горизонту) и фронтальное сложение на максимальной скорости — просто для удовольствия (ну бывают мазохисты).
Мне кажется, не так всё просто. Иначе сейчас бы как на планерах крутились вниз головой на дельтапланах с хвостами.
У парика налёт был больше, про знакомство с местностью не знаю.
Он не жаловался, просто говорил что парапент на компете летает чуть-чуть хуже. При этом стоит учитывать, что парику не надо взводить и отпускать полиспаст — он всегда летает в режиме максимальной производительности. Также потом на посиделках расспрашивали друг друга о численных показателях, подозрения подтвердились.
Справедливости ради скажу, что комбат был не новый. Но всё равно как-то грустно.
Грустно просто становится, когда задумываешься зачем мучаешься с дельтапланом, если его самое хвалёное преимущество — производительность, уже как-то не так очевидно. Хотя я думаю, возьмись конкуренция за дельтапром также, как за парапром — хрен его знает, как бы всё пошло.
Центровка дельтаплана — это положение точки подвеса для установки требуемой балансировочной скорости.
А в вашем определении центровка дельтаплана меняется каждый миг при перемещениях пилота.
Если всё ограничится невесомостью — кувырок вам не грозит, а вот если вы въедете ногами или хуже того туловищем на отрицательной перегрузке в килевую часть крыла — это и есть начало кувырка.
Так что праильным действием при позыве на кувырок IMHO является вылезать врерёд в трапецию на вытянутые руки (во всяком случае как можно дальше вперёд насколько подсказывают обстоятельства) и/или вбок — в «пилотажную» safety position. Тогда вместо кувырка получим пикирование/спираль. Данное мнение моё IMHO — не проверял — не дорос ещё ;) до такого пилотажа.
Вы наверное и сами понимаете, что для обратного пилотажа дельтаплану кроме хвоста нужно добавить ещё много чего (жесткий подвес пилота паример) и поменять профиль крыла. Не передёргивайте.
У него своих задниц хватает — мне больше всего не нравятся вот такие
www.youtube.com/watch?v=89Y1UE68CwA
www.youtube.com/watch?v=T24X-NBNsPM
www.youtube.com/watch?v=nfnVYGjrwss
www.youtube.com/watch?v=YfERrIxpY-0
итп
Естественно меняется, каждый миг! На то оно и балансирное управление. Эффект от продольных управляющих движений аналогичен эффекту от смещения точки подцепа, с той лишь разницей, что при отпускании рук центровка опять вернётся в балансировочное положение.
Как это не грозит! Невесомость — следствие выхода аппарата на нулевой угол атаки. А это как раз предшествует кувырку. А вот при падении на нижнюю обшивку кувырок как раз прекращается, так как убирается вызывающий его момент (центр тяжести — фокус). Во всяком случае есть такая теория.
Олег как раз и свистел на большой скорости (то есть получается на вытянутых руках) перед тем, как попал в кувырок. Одна из причин его кувырка — срез ветра (со слов Вовы).
Ну я выразился неправильно, не имел ввиду конкретно перевёрнутый пилотаж. Просто трюкачить бы не боялись, делать акро-манёвры на положительной перегрузке. Есть полупилотажные самолёты и планёры, у которых в руководстве перевёрнутый полёт запрещён, но базовое акро дозволяется.
Да и мы же про парапланы говорили — есть однако специальные акропарапланы! Я думаю, дело здесь не только в спросе, но и в принципиальной возможности.
Моё понимание теории происходящего при кувырке (компиляция разных источников, преимущественно буржуйских) несколько иное. У дельтаплана балансирное управление — при сдвиге пилота вперёд крыло стремится опустить нос при сдвине назад — поднять. Но!
Это только на положительных перегрузках При отрицательных же, сдвигая пилота назад мы опускаем нос. Фактически при задней центровке на отрицательных перегрузках получается система с положительной обратной связью (саморазгоняющаяся) — Чем больше отрицательная перегрузка тем больше крыло опускает нос пока не выйдет на закритические отрицательные углы дальше вступают в дело пара центр давления уентр масс- крыло продолжает разгоняться если центр давления ближе к носу, чем центр тяжести. Дальше полоборота «по инерции» (рассматривать болтание груза на верёвке за вторую часть цикла довольно долго и особого вклада в разгон не внесёт) и повторение цикла. Само по себе дельтакрыло устойчиво при любых углахи к опусканию носа не стремится. То есть до выхода на отрицательные углы и отрицательные перегрузки кувырок не развивается. Падение на обшивку значит, что энергии разгонной части цикла не хватило на проворот остальной части оборота. Как то так,
если на пальцах. Теперь что касается — на скорости и передней центровки. Я уже приводил цитату пилот достал ногами килевую балку — то есть не был в положении передней центровки — иначе достал бы головой балку ли застрял ногами/туловищем в трапеции, что естественно — когда аппарат опускает нос — естественное желание сместиться назад и выправить. К сожалению именно это действие способствует кувырку.
Ну почему, практически совпадает с моим. У нас только по случаю Олега нестыковка получается.
Ну представьте, что он, свистя на зажатой ручке, перебалансировался в подвеске головой вниз (чтобы расположиться по потоку). Мне кажется, в этом случае вполне можно снала достать ногами до килевой.
Со слов Вовы, Олега травмировал спидбар, вырванный из рук кувырком. Из этого следует, что, по крайней мере, кувырок в его случае был через нос вперёд (ваше же описание больше подходит к кувырку из неудачной петли, при зависании кверх ногами). Вообще, думаю, по поводу случая Олега стоит спросить у него самого, прекратить спор и не тереть зря клавиатуру (мы всё равно не знаем лучше него что там было).
Резюмирую: в статье, претендующей на объективность, ни слова не сказано про, на мой взгляд, бич дельтапланеристов — кувырок.
Я сходу вспоминаю три в прошлом году: Александр Безручко в облаке, спортсмен в Австралии, и кто-то на Апогее в динамике.
Локаут да, та ещё жопа, но он предсказуем. Хорошо известно, как его избегать и как из него выходить.
Но по поводу низких АПУ, это, конечно, не корректно я привёл.
ну, прочитав это все склоняюсь к дельтапланам) может даже с мотором и тележкой), в детстве такой фильм смотрел Летите домой, впечатлений было куча помню.
думаю даже на курсы в МАИ сходить)
Всё думал думал куда пойти учится, почитал...поковырял в носу и решил вообще не летать не на чем. Спасибо Вам. Вразумили дурака.
Ничего не имею против ДП, но автор переоценил свои эмоции.
В общем, давай в студию цитаты с «необьективными догадками»
Наши ПП, к сожалению, ломаются и гибнут даже без такого экстрима.
Чайника на чём угодно отправь, хоть на ПП, хоть на ДП, итог один - убьётся.(((
Прекрасно выходит из любых раскладов.О каком штопоре вообще идёт речь?Чушь.я миллион раз сваливался и всегда УТ-шка меня вытаскивала.За 12 лет я НИ У ОДНОГО дельтаплана не видел штопора!!!Он невозможен в принципе.Возможно под "штопором" вы имели ввиду что-то другое?
При потере скорости дельтаплан сам делает клевок и восстанавливает полёт
Без подвода внешней энергии взлететь невозможно.
В порядке исключения можно рассмотреть способ старта, заключающийся в привязывании одного конца троса к дереву, а второго к пилоту. При сильном ветре получится набрать некоторую высоту. Но, как говориться — «не пытайтесь повторить это дома».
Вот несколько ссылок http://vimeo.com/32197517 и http://dzamikhov.ru/875#more-875
Еще один большой + в "огород" к дельтапланам
Когда мы неделями сидим и ждём ветра,рядом с нами вовсю парят парапланы...
Возможно, такой показатель как количество выброшенных запасок на соревнованиях одного ранга будет не менее показателен.
Правильно так:
"Лучше гор могут быть только горы - вдоль которых еще не летал!"
"Корабль и самолёт сложить извольте,
Потом потом растение,что на болоте...
И вот уже на горизонте
Красавец-парусник в полёте"
ответ дельтаплан, но я не могу понять при чем тут- "Потом потом растение,что на болоте..."
решила спросить у людей которые разбираться в дельтапланах
но, сейчас есть разборные планеры с мотором для взлета... вот она - мечта!!! в разобранном виде по габаритам, почти, как дельта, но в полете...
ребята, смотрите на мир шире. жил бы в Альпах, занимался бы дельтой. какие треугольники можно делать, фантастика. но полеты на открытую дальность на дельте без подбора?!
параплан,прежде всего, это путешествия. сложили рюкзак, взяли билеты в (Индия, Крым, Турция...) и поехали. приземлились в Тьму-Таракани, собрали крыло и пошли себе по компасу. нет привязки з месту подбора.
травматизм? - нужна статистика, но по словам врачей в Феодосии, травмы головы/шеи не менее редки на дельтах, чем травмы спины/ног на парапланах. к сожалению, это риск.
красивых всем полетов.
пс. дельтапланеристы, вот одного не могу понять, почему вы часто "провтыкиваете" отличную летную погоду на старте и потом, не солоно хлебавши, пакуете дельту? нам уже сильно, мы садимся, а вы все стоите на старте и чего то ждете? в чем секрет?
Я не сделал ни одного полёта ни пп ни дп. Но чу-чуть разбираюсь в вопросе :). По поводу видио, во всех случаях явно видно что пилоты забыли что параплан крыло, а не парашут. Точно так-же поведёт себя и дельтоплан в "подобных" условиях. Но видно как параплан выходит из складывания (высоты нехватило),но для дельты нужно высоты на порядок больше, для исправления ошибки (если её вообще можно исправить). А параплан сам востанавливается! И это главный плюс.
Пришол к выводу что буду летать на параплане. дельта похоже умирающий вид.
Тот же дельтаплан легко умещается у меня в гараже. Захотел полетать на равнине - грузишь крыло на машину, присоединяешься к любой буксировочной тусовке. Захотел полетать на горке - грузишь крыло на машину - едешь на гору и летаешь.
Другое дело, если нет машины или друзей с машиной. Тогда да - рюкзак с парапланом на плечи, в общественный транспорт и пешочком до места полётов. (не часто я встречал нищих парапланеристов без а/м).
Другой разговор, что на параплане в десятки раз быстрее можно научиться летать(тупо висеть в динамике) , "ну а чтоб летать быстро, далеко и т.п. необходимо долго и упорно учиться т.е.быть профессионалом, как и в любом другом деле".
Так что основная масса висит в динамике, летает по ветру маршруты (сдувается), придумывают себе оправдания о "мобильности" параплана и лишь немногие действительно летают.
Когда я стал вице чемпионом по дельтапланерному спорту . Мы провожали девушек до дома и тут меня на улице бортанули 2 мастера спорта по вольной борьбе как позже выяснилось .... они побежали за пузырем после 40 минут борьбы то с одним то с другим ... вообщем поочереди с ними боролся они менялись потому что не вывозили меня физически хотя я весил на тот кон где то 60 кг а они под 80 . ну в итоге они меня после 40 мин не вывезли и пошли за пузырем что бы распить его со мной .....ДЕЛЬТАСПОРТ ЭТО СУППЕР СПОРТ .ВЫНОСЛИВОСТЬ СИЛА УВЕРЕННОСТЬ .... КОГДА ЧЕЛОВЕК БОРИТЬСЯ С ТАКИМИ ЖЕ КАК И ОН САМ ЭТО **РНЯ А КОГДА СО СТИХИЕЙ ТО ЭТО УЖЕ ДРУГОЕ ДЕЛО .....так вот мы таскаем аппараты на себе на высоту приличную .... все это таскание выполняется в начале марта . Снега по пояс пробиваем тропинку , нагрузки колосальные ... подьем в самом крутом месте 45 град ...есть поговорка такая кто не таскает аппараты тот не летает . ЛЮБОЙ ДЕЛЬТАПЛАНЕРИСТ БУДЕТ СИЛЬНЕЕ И ВЫНОСЛЕВЕЕ ПАРАПЛАНЕРИСТА .... ЕСЛЕ РЕАЛЬНО ТО ВЫ ПАРАПЛАНЕРИСТЫ АВТОМАТИЧЕСКИ КАК ТОЛЬКО ПРОПИСАЛИСЬ НА ДЕЛЬТАПЛАН ПОЛУЧАЕТЕ КАСТРИРОВАНЫЙ ПОЛЕТ .
По факту чугунная авиация вчистую проигрывает тряпочной по количеству приверженцев.
В штатах травматизм примерно одинаковый в обоих видах, и основная причина травматизма не в конструктивных особенностях аппаратов, а в человеческих ошибках.
Параплан удобнее. Дельтаплан летит лучше. Пусть будет и то и другое, а лучше еще третье и четвертое )
Сам я дельтапланерист. К параплану в принципе отношусь с уважением, понимаю сложность и опасность пилотирования. Не летаю на парапланах, потому что не хочу долбаться с верёвками и нитками. С трубами, винтами и контровками лично мне долбаться легче.
По деньгами и то и другое суммарно одинаково. С кем ни общался, стоимость владения (покупка, продажа по остаточной цене, замена паруса) где-то одинаково.
Транспорт. Одинаково.
Подбор - и тех, и других подбирают. Сейчас с машинами лучше, чем в 80-ых. В Европе с этим проблем вообще нет. Тут тебе и общая компактность Европы и транспортная сеть.
Количество приверженцев - на дельтаплане первый самостоятельный полёт в нашей системе обучения наступает позже. В буржуйской - тоже позже, но не настолько. Тандемы у нас появились гораздо позже, чем в Австралиях-Европах. Буксировка у нас началась позже. А у нас с горами плоховато, нам бы буксировку. Купить параплан и летать получается и быстрее, и дешевле.
Горные полёты - вроде одинаково, холмистая местность со слабым ветром - дельтапланам тут делать нечего, а парапланы очень даже. Равнины - за счёт аэробуксировки, когда подводят под термик, тут дельт уделывает параплан. Стационарная или автомобильная лебёдка в термик что параплан, что дельтаплан может подвести разве что за счёт невероятного везения.
"Опасные режимы полёты на дельтаплане". Найдите, почитайте. Книга старая, конца 80-ых, но хорошо объясняет кувырок.
Кувырок - редкое явление в маршрутных полётах. В акробатике чаще. Как правило, опущены АПУ и драная погода. Настолько же драная, от которой складываются парапланы.
У дельты есть преимущество - всегда можно подставить вместо себя трубу: консоль, стойку. На большой высоте и те, и другие могут бросить запаску. Я видел по одной одинаковой аварии и тех, и других с ооочень разных исходом. Причины одинаковы: маленький навык и "замкнуло" в спирали возле склона. Ломание труб погасило основную силу удара. При том, что удары с землёй происходят на разной скорости. mv-квадрат-пополам, "хорошо, что пополам". Видео с авариям дельт, которые я видел - очень часто поздний перехват (модно у них так делать) на посадке, руки на спидбаре. А что может подставить вместо себя парапланерист?
Есть 2 знакомых пересевших с пара на дельту. Оба говорят: "та имел я ввиду это всё, страшно". Один добавляет - просто жалко раскладывать параплан на камнях, кустах шиповника, терена. У нас много чего колючего растёт.
Кстати, кто мешает приехать на Климуху, Одаево, в Рио и арендовать дельтаплан? И те, и другие, и третьи такую возможность предлагают.
P.S. Подброшу масла в огонь холивара. А само слово параплан кто-то пытался перевести на русский? Пара - против, план - летать :)
Я сам не дельтапланерист и даже не парапланерист. Приходилось летать пару раз на дельталёте и паралёте), так что мой взгляд - взгляд со стороны. Всех комментариев я, честно, не осилил, но всё нижеизложенное, думаю, можно отнести и к ним.
Статья мне показалась действительно немного однобокой, в основном из-за некоторых фраз в адрес парапланеристов, которые я бы назвал просто стёбом или ехидством если угодно! Это напрягло, ведь во вступительном слове что-то говорилось про объективность.
Видно, что статья старая, хотябы по цифрам. Я, не будучи погружённым в тему, но интересуясь ею, знаю, что максимальная дальность на дельте - 761 км или что-то около, а на параплане - что-то более 500 км. Ещё немного непонятны цифры 20 и 10 минут на подготовку. А настройка крыла? Я не специалист, но помню как знакомые готовили дельтаплан к первому в сезоне полёту, это было гораздо дольше. Впрочем, если речь о лебёдке, то это не имеет большого значения, становись в очередь и жди, всё равно не взлетишь сразу по готовности, и не важно параплан - дельтаплан. Разве не так?
Но это, на самом деле, не важно! Ведь разговор идёт о совершенно разных вещах. Врядли кто-то покупает параплан, расчитывая на дальность перелёта например.
Всё это мне напомнило спор о том, что круче, canon или nikon. Хотя это совсем не то же самое, но суть от этого не меняется - этот спор не имет смысла. Кому-то нравится одно, кому-то другое. Или ещё пример: я люблю сноуборд, а кто-то - горные лыжи. Это не одно и то же. Выбирая что-то конкретное, выбираешь скорее стиль езды нежели какие-то плюсы или минусы вариантов, хотя они безусловно присутствуют.
У меня есть знакомый парапланерист, который ничего плохого в адрес дельтапланеристов никогда не говорил. На вопрос "почему ты выбрал параплан" отвечает, что в момент обучения не было автомобиля, поэтому актуальна была возможность возить всё на общественном транспорте. К тому же, интересно было не просто полетать, а выполнять всякие трюки, если можно так выразиться, с использованием наземных строений), а это как минимум проще на низких скоростях.
Есть двое знакомых дельтапланеристов. Один из них регулярно принимает участие в каких-то международных соревнованиях, летал практически на всём от дельтаплана до боинга, кроме наверно истребителей и параплана. Но его интересовала скорость и возможность выполнять манёвры, которые параплану не под силу (речь об отрицательных перегрузках например), бывший пилотажник, что удивляться. Второй знакомый, отстаивая позиции дельтапланеризма, сам признал, что это разные вещи, которые сравнивать не совсем корректно, к тому же - дело вкуса, предпочтений и т.п.
Из личных наблюдений за полётами пара- и дельта- с затягиванием лебёдкой. Несколько раз наблюдал захватывающе страшно выглядящий "голландский шаг" на взлёте, видел, как трос каким-то образом зацепился за край транца и дельтаплан летел буквально боком, пока оператор лебёдки не отрубил трос со своей стороны. Видел впечатляюще жёсткую посадку дельтаплана, причём пилотом был явно не новичок. Видел так же, как при затягивании параплана по какой-то причине трос обрывался (или кто-то его нечаянно отпускал) и пилоту едва хватило высоты для того, чтобы не приложиться со всего приклада об землю. Видел устрашающее складывание крыла и, слава богу, раскладывание его через пару мгновений.
Так что, глядя со стороны, могу сказать одно: вы круты, ребята, независимо от того, на чём летаете! Благодарность вам и уважуха!
И в заключение. Я не летаю, хотя грежу полётами с детства. Не сомневаюсь, что займусь этим в будущем. И очень нелёгкий выбор сделаю скорее в сторону параплана с мотором. Уж извините, я фотограф, и цели соответствующие). Вы же не скажете, что это неправильный выбор просто потому, что вы летаете на чём-то другом? Всё соответственно интересам, потребностям и возможностям. Хотя от советов никогда не откажусь.
ПС: Я не знаком с вашим слэнгом и некоторыми терминами, так что прошу простить если что не так.
На тот момент, когда Артур писал статью, параплан представлялся в интернете как безальтернативный супераппарат для безмоторных полетов. Дельтапланы же, в силу разных причин, были представлены слабо и ассоциировались скорее с формами из 80х годов.
Основная цель статьи — дать новичку, попавшему на неё при поиске парапланов, информацию о том, что существует еще один класс аппаратов. А уж дальше, гуглите, ютубьте и делайте выбор :)
А в целом Анатолий всё верно парой комментов выше сказал - хай летают все и поменьше бьются, а что выбрать - каждый сам решит.
Всем мягких посадок!!!
Сравнивать дельтаплан и параплан нет смыла это разные безмоторные СЛА. Сравнивать между собой различные модели дельтапланов можно и нужно так же как сравнивать модели парапланов.
Статья ни о чем, так как сравнивать самолет с вертолетом нет смыла.
Как выбрать? Надо исходить из своих возможностей и личных амбиций. Есть гараж и средство транспортировки? Твой выбор дельтаплан при условии что тебе хочется на нем летать. Нет гаража и средства траспортировки? Твой выбор параплан, опять же при условии что тебе хочется на нем летать.
Ощущение полета ака птица, чувство ветра, воздуха и стихии есть там и там.
Лично я бы советовал параплан исходя из удобств хранения и транспортировки - это рациональное решение.
Самое главное МОЖЕШЬ НЕ ЛЕТАТЬ - НЕ ЛЕТАЙ.
Мое мнение - применение обоих аппаратов приносит море удовольствия.
При возможности и на планере надо летать.
И с мотором надо летать.
А такие стати лучше не читать - не далекий люд их пишет.