+2.04
6 читателей, 0 топиков

Легко ли научиться летать на дельтаплане? - сюжет телеканала «Мир»

Дельтаплан – простейший летательный аппарат, и кажется, что управлять им очень просто. Авторы сюжета решили проверить, так ли это на самом деле, и отправились учиться летать на дельтадром, расположенный недалеко от Алматы.

Школа горных полетов

Юлия КучеренкоПилот номер два, среди россиян в рейтинге ФАИ, Юлия Кучеренко, объявила о планах создания дельтапланерной школы для пилотов желающих освоить маршрутные полеты в горах.

В личном блоге, Юля написала:
Она будет ориентирова на людей, которые уже крутили поток и делали небольшие марштурики у нас в России, но еще не летали в больших горах и на большие расстояния.
Занятия буду проходить в Альпах. Небольшими группами (3-5) человек.
Мы будем летать вместе, держать связь по рации, и будем пролетать небольшие «таски» с последующим разбором полетов.

С «земли» будет организована поддержка. Будет микроавтобус для завоза на старт и подбора.
На нем же я смогу встречать учеников в аэропорту и отвозить туда по окончанию курса.
Жить будем либо в кемпингах либо в домике, посмотрим.
Могу помочь с оформлениями виз, покупкой максимально дешевого авибилета и т.п а так же перевозкой дельтаплана в Европу.
В перспективе возможна аренда дельтапланов Интермидиат типа Дискус на месте. Вам нужно будет тащить с собой только подвеску.

Пробный заезд наверное будет в этом сентябре в Доломитах. И раз он будет пробный — то никаких денег за обучение не надо. С вас только стоимость бензина и проживание.




Фотография с сайта ФАИ

Эффективная обработка потоков (How to thermal better?)


Эффективная обработка потоков


Эффективная обработка потоков и быстрый набор высоты — это фундаментальные навыки, необходимые для парящих полетов. Небольшие усовершенствования в вашей технике набора легко могут означать дополнительные десятки метров в каждом потоке, либо тысячи метров в типичном маршрутном полете, скажем, из 10 потоков. Ближе к концу дня это может означать — финишируете ли вы или нет. На соревнованиях эти навыки отличают <среднего> пилота от победителя.

Представь его

Прежде чем вы влетите в поток, вы можете начать строить ментальную картину, которая поможет вам эффективно отцентровать поток когда вы влетите в него. Как правило, вы будете лететь к облаку, надеясь найти поток под ним. Вы можете повысить свои шансы найти подъем используя свой опыт, полученный в этот день, предположив где поток может быть относительно облака. В некоторые дни, кажется, что потоки формируются беспорядочно, но обычно вы сможете найти их весьма надежно. Например, если сильный ветер и яркое солнце питают облако с одной стороны, вы скорее всего найдете поток с этой же стороны в течение дня. Я раскрою эту тему в следующей статье.

Почувствуй его

Когда вы приближаетесь к зоне где ожидаете найти поток, держите ваш спидбар или клеванты легко. Вы должны быть предельно сосредоточены на своих ощущениях с какой стороны находится поток. Если поток чувствуется достаточно сильно, начинайте спираль в сторону крыла, которое поднимает.

После того как вы сделали полный оборот спирали, может случиться одно из двух: если поток стабильно усиливается, хорошо. Но что делать, если подъем сменяет провал в нисходящий поток?

Ответ зависит от того, насколько хорошо чувствуется поток и насколько отчаянно вы хотите набрать. Если вы не уверены в стабильности подъема, а облака впереди выглядят достаточно соблазнительно — бросайте поток и двигайтесь к следующему (конечно если у вас достаточно высоты). Однако, если поток чувствуется уверенным и твердым, но вы провалились в нисходняк, то вероятно вы выбрали неверное направление для разворота. В этой точке ЗАБУДТЕ все теории относительно используемых техник и обратитесь к своей ментальной картине потока. Логически, самый быстрый путь назад в центр — это сделать резкий разворот на 270 градусов и затем начать центровать заново. Этот маневр приведет вас туда, где бы вы были, если бы выбрали верный путь изначально.

Теперь, вы в позиции для максимизации вашего подъема. Несмотря на огромную важность быстрого набора в потоке, это одна из самых спорных тем в парящем полете. Большинство людей хотят, чтобы их научили четкой технике набора в потоке, и тогда начинается замешательство. Существуют два широко преподаваемых метода, но они абсолютно противоположны друг другу. Первая теория гласит, что когда вариометр показывает наибольший подъем, вы должны сузить спираль. В очевидном контрасте, вторая теория говорит, что Вы должны расширить спираль при максимальном подъеме. Как разрешить это противоречие? Ответ в том, что обе теории верны, но применяются в различных ситуациях.

Сужение спирали в потоке

Итак, мы в потоке. Как удержаться в центре и оптимизировать свой подъем? Необходимо использовать технику сужения спирали, когда вы чувствуете, что подъем сильный или вариометр показывает максимальный подъем. Вы должны сузить радиус разворота и <закопать> крыло в потоке. Большинство пилотов спиралят недостаточно узко, но конечно, если вы будете только сужать спираль в потоке, вы рано или поздно закончите в нисходящей спирали. Для предотвращения этого, когда вариометр показывает уменьшение подъема или спуск, вы должны расширить спираль и <протянуть> в сторону где был максимальный подъем.

Важность узких спиралей в сильных потоках я осознал на Всемирных Авиаиграх 1997 года в Турции, где я участвовал в соревнованиях на дельтаплане. Набирая в горячих, голубых термиках с большим количеством аналогичных аппаратов вокруг, часто единственным способом достигнуть преимущества было встать в спираль непосредственно в ядре потока. Французские пилоты, которые в итоге победили, всегда умудрялись находить самые сильные ядра.

Расширение спирали в потоке

Техника сужения необходима для того, чтобы оставаться в центре определенного ядра потока. Так что такое техника расширения? Достаточно просто — это необходимо использовать когда вы думаете, что обрабатываемое вами ядро не самое сильное. Но как вы сможете понять, что ваше ядро <угасает> и рядом есть более сильное? Отцентровав какое либо ядро, вы сможете воспользоваться следующими подсказками-сигналами: во-первых, усредненная скороподъемность начинает падать, во-вторых, поток начинает казаться более сильным с одной стороны, чем с другой. Другое ядро сформировалось, толкая ваше ядро и взаимодействуя с ним. Иногда это можно определить по птицам или другим набирающим аппаратам, а также по <вдавленности> в кромке облака или по <усикам> засасываемым в облако поблизости от вас. В любом случае, решение простое: протяните в сторону максимального подъема и используя технику сужения спирали продолжайте центровать поток.

Способность быстрой ре-центровки иногда может быть ключом к хорошим результатам на соревнованиях. В критический день на планерном чемпионате мира среди юниоров в Голландии, я единственный смог набрать достаточно высоты из всей толпы в последнем потоке перед финишем и смог финишировать в гордом одиночестве. Что мне позволило это сделать, так это эффективная ре-центровка потока. Я поймал коротко живущий пузырь, который остальные пропустили и смог набрать в нем выше других. Как оказалось это был последний поток дня, который дал мне возможность сделать долет до финиша через беспосадочный лес, в то время как остальные еще продолжали пытаться набрать.

Есть четкая зависимость между шириной облака и количеством ядер потока питающих это облако. Например, находясь под обширной облачной улицей, вы можете ожидать множество ядер и должны будете часто протягивать когда чувствуете, что рядом есть более сильное ядро. С другой стороны, набирая под последним изолированным облаком, возможно лучше будет, если вы сделаете ставку на четкую центровку ядра в котором находитесь (сужение спирали), которое в конечном счете доставит вас до финиша.

Какой бы стиль вы не предпочли, если вы хотите набирать быстро, вы должны уметь использовать все стили достаточно хорошо! Вы также должны будете определиться куда вы полетите, когда вы закончите набор и решите покинуть поток. Это будет темой моей следующей статьи — как находить потоки.

Перевод Артура Дзамихова