Как это делают в Израиле
«Это» — конечно полеты на дельтаплане. Дельтажизнь в Израиле присутствует, не скажу, что бьет ключом, по сравнению с парапланами, к примеру, но все же.
В еврейской стране насчитывается около 100 дельтапланеристов, это люди, прошедшие обучение, сдавшие тесты по теории и практике, получившие лицензию(«ришайон» на иврите) и записанные в государственном управлении воздушного движения. Не все они летают, но около 30-и постоянно поднимаются в небо. Преобладают, как и везде, пилоты второй и третьей групп, но есть и элита, 8-10 суперов постоянно летающих на далекие, по масштабам Израиля маршруты.
В прошлом году двое парней, поднявшись на буксире за машиной в полях недалеко от сектора Газы, где то в 20-и км от Средиземного моря, пролетели больше 200 км на юг и приземлились недалеко от Эйлата. Очень популярный маршрут среди дельтиков и париков от горы Тавор до озера Кинерет и южных Голанских высот, где то 20 км.
Все горные полеты проходят на севере Израиля, тут есть 5-6 стартов, на трех из них я бывал. Самая высокая гора — это Мево Хама, площадка расположена в южной части Голанских высот, напротив юго-восточного берега озера Кинерет, высота над посадочным полем 530м, над озером 560. Немного на северо-запад гора Тавор — это центр полетов в термиках, вокруг огромные поля, высота около 400м. Южнее, километрах в тридцати горный массив Гильбоа, там высота старта 400м, он под восточный ветер, дующий в основном зимой. Есть еще несколько мест, но они пониже и не столь популярны.
Крылья весьма разнообразны, преобладают атласоиды разных фирм, но большинство летает на Фалконах фирмы Вилс-Винг, из спортивных Ламинары и Талоны, есть один Комбат нашего Саши Зусмана и один жесткокрыл. Самые продвинутые пилоты-маршрутники летают на буксировке за машиной, все время идет разговор о приобретении Драгонфлая, но евреи, как известно, любители поговорить…
Клубов в Израиле не существует, все в индивидуальном порядке, но анархии нет, Федерация дельтаспорта( «Агуда» на иврите) заботится о безопасности, постоянно организует семинары по разным темам, осмотры дельтапланов и парашютов, тестирует новичков по теории и практическим полетам, постоянно идут соревнования в разных лигах. И хотя все это организуют на добровольных началах, но собираются членские взносы с человека — 50 долларов в год и страховой взнос — 30 долларов на возмещение ущерба, если мы кого нибудь, или что нибудь (избави боже) повредим. Также обязательна индивидуальная страховка жизни, для меня — 50 зеленых в месяц( по причине преклонных лет, увы), для молодых поменьше.
Вообще все это наше дело поначалу довольно дорого стоит, я сейчас дам примерный расклад по деньгам, все в долларах, чтобы было понятно:
Полеты организуются по предварительной договоренности на форуме в интернете накануне, типа ..- А кто завтра на Тавор?.. Все съезжаются, как правило на пару дней, летают, подбирают друг друга, по вечерам в палатках у костра, с шашлыком и прекрасными спутницами жизни и вот так раз в неделю или две, лишь бы погода позволяла.
Теперь чуть чуть о себе. Лет 5-ть назад я нашел в Араде единомышленников, купили у заслуженного (тогда ему было 75) дельтапланериста Узбекской ССР Семена Каплуна самодельный атласоид и начали творческую летную жизнь, я подлетывал на «Стажере» и учил на этом Атласе своего сына Женю и двух крепких парней Вилли (108 кг. живого тела) и Леонида(лежа жмет штангу 210 кг.). Где то через год они вышли на полеты с небольших склонов (высота 30 м.) около Арада и надо было продвигаться, а это только через официальные структуры, т.е. курсы, федерация и т.п. Я с Женей и Леня пошли на курс единственного к тому времени инструктора Ярона Левина, всех остальных прикрыли государственные структуры. Меня Ярон проверил на буксировке «Кондора», сказал, что я в порядке, а Женя и Леня должны начать все с начала.
Курс состоит из трех частей, первая — это буксировка скутером-мотороллером на специальном учебном дельтаплане «Кондор» и последущим переходом на Фалкон-3. Сначала затяжка на высоту 15-20 метров и по мере овладения до 60-80 метров, потом до 100 метров на Фалконе. Отрабатывались взлеты-посадки, повороты до 90-180 градусов, в конце развороты на 360, всего было около 12-15 полетов.
Потом начался второй этап — полеты на небольших (30-50 м.) склонах на побережье Средиземного моря. Тут мы должны были купить свои дельтапланы и все остальное и начинать готовиться к сдаче теста по теории. Второй этап прошел на ура, все таки мое обучение дало плоды, а местные ребята тут подвисали капитально, после 10-и полетов Ярон сказал, что нам тут делать нечего и повел нас на штурм треьей ступени этого университета — полетов в горах.
Когда мы в первый раз вышли на бровку склона в Мево Хама, в сердца заполз холодок, больше полукилометра высоты, Кинерет, горы, Тверия напротив, но после пяти секунд полета все наладилось, Ярон очень хорошо нас проинструктировал перед взлетом и постоянно корректировал все наши действия по рации — 10 минут в воздухе пролетели незаметно, посадка на поле среди банановых плантаций и мы начали продвигаться. Летали по заданному маршруту типа коробочки километров 8-мь в общей сложности, если высота перед полем посадки была большая, сливали ее восьмерками, тренировали срывы, спирали, Ярон жестко требовал интенсивный взлет с контролем трапеции обхватом рук снаружи, что было тяжело, я то учил ребят по нашей старой привычке держать боковые стойки, как молоток, на посадке тоже было тяжело, выходили в вертикальное положение на высоте метров 40 и при приземлении интенсивно отдавали трапецию — западная школа. Всего надо было сделать десять полетов, это заняло у нас два месяца (непогода, потом Ярон ногу сломал на показательных полетах в Тель-Авиве).
На тестовые полеты приехал представитель федерации, мы должны были правильно собрать дельтаплан, подготовиться, быстро разбежаться и взлететь, по ходу полета 2-а раза ввести крыло в срывной режим, сделать развороты на 360 градусов в разные стороны и приземлиться не дальше 20 метров от цели. Все это мы свершили, теоретический тест сдали раньше (только со второго раза) и вот теперь мы самостоятельные пилоты с лицензией, делаем, что хотим. На следущий день после сдачи мой сын летал больше часа сначала в динамике, потом полетел за птичкой и залез в термик, набрал там 300 метров над горой и сел на поле наверху.
В еврейской стране насчитывается около 100 дельтапланеристов, это люди, прошедшие обучение, сдавшие тесты по теории и практике, получившие лицензию(«ришайон» на иврите) и записанные в государственном управлении воздушного движения. Не все они летают, но около 30-и постоянно поднимаются в небо. Преобладают, как и везде, пилоты второй и третьей групп, но есть и элита, 8-10 суперов постоянно летающих на далекие, по масштабам Израиля маршруты.
В прошлом году двое парней, поднявшись на буксире за машиной в полях недалеко от сектора Газы, где то в 20-и км от Средиземного моря, пролетели больше 200 км на юг и приземлились недалеко от Эйлата. Очень популярный маршрут среди дельтиков и париков от горы Тавор до озера Кинерет и южных Голанских высот, где то 20 км.
Все горные полеты проходят на севере Израиля, тут есть 5-6 стартов, на трех из них я бывал. Самая высокая гора — это Мево Хама, площадка расположена в южной части Голанских высот, напротив юго-восточного берега озера Кинерет, высота над посадочным полем 530м, над озером 560. Немного на северо-запад гора Тавор — это центр полетов в термиках, вокруг огромные поля, высота около 400м. Южнее, километрах в тридцати горный массив Гильбоа, там высота старта 400м, он под восточный ветер, дующий в основном зимой. Есть еще несколько мест, но они пониже и не столь популярны.
Крылья весьма разнообразны, преобладают атласоиды разных фирм, но большинство летает на Фалконах фирмы Вилс-Винг, из спортивных Ламинары и Талоны, есть один Комбат нашего Саши Зусмана и один жесткокрыл. Самые продвинутые пилоты-маршрутники летают на буксировке за машиной, все время идет разговор о приобретении Драгонфлая, но евреи, как известно, любители поговорить…
Клубов в Израиле не существует, все в индивидуальном порядке, но анархии нет, Федерация дельтаспорта( «Агуда» на иврите) заботится о безопасности, постоянно организует семинары по разным темам, осмотры дельтапланов и парашютов, тестирует новичков по теории и практическим полетам, постоянно идут соревнования в разных лигах. И хотя все это организуют на добровольных началах, но собираются членские взносы с человека — 50 долларов в год и страховой взнос — 30 долларов на возмещение ущерба, если мы кого нибудь, или что нибудь (избави боже) повредим. Также обязательна индивидуальная страховка жизни, для меня — 50 зеленых в месяц( по причине преклонных лет, увы), для молодых поменьше.
Вообще все это наше дело поначалу довольно дорого стоит, я сейчас дам примерный расклад по деньгам, все в долларах, чтобы было понятно:
- курс первоначального обучения(позже я подробно опишу, что он из себя представляет)- 2.500
- дельтаплан (типа Таргета) Фалкон-3 — 3000
- подвеска Кросс-Кантри с парашютом — 700
- шлем — 150
Полеты организуются по предварительной договоренности на форуме в интернете накануне, типа ..- А кто завтра на Тавор?.. Все съезжаются, как правило на пару дней, летают, подбирают друг друга, по вечерам в палатках у костра, с шашлыком и прекрасными спутницами жизни и вот так раз в неделю или две, лишь бы погода позволяла.
Теперь чуть чуть о себе. Лет 5-ть назад я нашел в Араде единомышленников, купили у заслуженного (тогда ему было 75) дельтапланериста Узбекской ССР Семена Каплуна самодельный атласоид и начали творческую летную жизнь, я подлетывал на «Стажере» и учил на этом Атласе своего сына Женю и двух крепких парней Вилли (108 кг. живого тела) и Леонида(лежа жмет штангу 210 кг.). Где то через год они вышли на полеты с небольших склонов (высота 30 м.) около Арада и надо было продвигаться, а это только через официальные структуры, т.е. курсы, федерация и т.п. Я с Женей и Леня пошли на курс единственного к тому времени инструктора Ярона Левина, всех остальных прикрыли государственные структуры. Меня Ярон проверил на буксировке «Кондора», сказал, что я в порядке, а Женя и Леня должны начать все с начала.
Курс состоит из трех частей, первая — это буксировка скутером-мотороллером на специальном учебном дельтаплане «Кондор» и последущим переходом на Фалкон-3. Сначала затяжка на высоту 15-20 метров и по мере овладения до 60-80 метров, потом до 100 метров на Фалконе. Отрабатывались взлеты-посадки, повороты до 90-180 градусов, в конце развороты на 360, всего было около 12-15 полетов.
Потом начался второй этап — полеты на небольших (30-50 м.) склонах на побережье Средиземного моря. Тут мы должны были купить свои дельтапланы и все остальное и начинать готовиться к сдаче теста по теории. Второй этап прошел на ура, все таки мое обучение дало плоды, а местные ребята тут подвисали капитально, после 10-и полетов Ярон сказал, что нам тут делать нечего и повел нас на штурм треьей ступени этого университета — полетов в горах.
Когда мы в первый раз вышли на бровку склона в Мево Хама, в сердца заполз холодок, больше полукилометра высоты, Кинерет, горы, Тверия напротив, но после пяти секунд полета все наладилось, Ярон очень хорошо нас проинструктировал перед взлетом и постоянно корректировал все наши действия по рации — 10 минут в воздухе пролетели незаметно, посадка на поле среди банановых плантаций и мы начали продвигаться. Летали по заданному маршруту типа коробочки километров 8-мь в общей сложности, если высота перед полем посадки была большая, сливали ее восьмерками, тренировали срывы, спирали, Ярон жестко требовал интенсивный взлет с контролем трапеции обхватом рук снаружи, что было тяжело, я то учил ребят по нашей старой привычке держать боковые стойки, как молоток, на посадке тоже было тяжело, выходили в вертикальное положение на высоте метров 40 и при приземлении интенсивно отдавали трапецию — западная школа. Всего надо было сделать десять полетов, это заняло у нас два месяца (непогода, потом Ярон ногу сломал на показательных полетах в Тель-Авиве).
На тестовые полеты приехал представитель федерации, мы должны были правильно собрать дельтаплан, подготовиться, быстро разбежаться и взлететь, по ходу полета 2-а раза ввести крыло в срывной режим, сделать развороты на 360 градусов в разные стороны и приземлиться не дальше 20 метров от цели. Все это мы свершили, теоретический тест сдали раньше (только со второго раза) и вот теперь мы самостоятельные пилоты с лицензией, делаем, что хотим. На следущий день после сдачи мой сын летал больше часа сначала в динамике, потом полетел за птичкой и залез в термик, набрал там 300 метров над горой и сел на поле наверху.
Комментарии (13)
Если все так строго и ведется учет летающих, как же тогда летают пилоты из-за рубежа? Приезжают ли? Проводятся ли соревнования?
Учитывая, что для россиян виза не требуется, Израиль, как место для полетов, выглядит весьма перспективно.