Полет в грозе

18 июля 2004


Второй день разведки боем под предводительством Андрея Хомякова в районе Серебряных прудов. Накануне начали летать примерно в 16 — долго искали подходящую дорогу для старта на пассивной лебедке. Местность сверху — супер — очень перспективная, но термички уже почти не было. Сегодня выдвинулись в половине одиннадцатого. Воздух дрожит от прогрева, тонкая редкая слоечка собралась в кучки и они бурлят, башенки растут на глазах, фоновый ветер 1-2 м/с. Роняя обильную слюну, быстро собираем крылья, ставим упражнения и начинаем уже зная, что эта лафа не надолго. До 11 по району на удалении 10-15 км созрело 2 очага, засверкали молнии. На предполетных указаниях напомнили как уходить из потока если он слишком сильный.
Первым стартует Женя Клейменов, сразу находит поток и сноситься с ним к старту; вторая — Юля Боровкова, на тяге проходит поток, отцепляется, пытается вернуться и найти его, но неудачно, садиться на старте. Как я потом благодарил Бога за то, что она встретила этот поток!!! Третий старт мой. Циклы у пассивной лебедки длинные — 10-12 минут, так что Женя уже полчаса в воздухе. Затяжка плавная, но интенсивная — через 3 минуты у меня 600 м высоты и я протыкаю рваную лохмушку, висящую на полдороге до кромки облака. Лебедка остановилась и я отцепился.

Впереди темное брюхо облака, отворачиваю и иду к старту над которым крутится Клейменов. Дальше — случайное совпадение неслучайных факторов:
  1. это первая моя парежка на дельтаплане под мощной кучевкой, до этого парил только в сухих термиках
  2. это моя первая парежка с новым для меня прибором «FLYTEC 4005» пищалка которого, как выяснилось, пищит гораздо реже привычного мне «СОЛО»
  3. сработал стереотип пилотажника-самолетчика: я многократно пилотировал в окнах между облаками, выше них, пробивал облачность при ухудшении метеоусловий. Один раз даже штопорил сквозь облако и чувствовал себя хозяином положения. Поэтому, возвратившись к старту под мерное пищание «долайтека» и обнаружив себя не под облаком, а рядом с его освещенной солнцем стороной я без особой тревоги стал любоваться этим феерическим зрелищем, отмечая на слух, что подъем где-то 2-3 м/с и судя по всему прозевал у облака наличие козырька.

На 3-ей спирали я внезапно потерял землю из вида, «по памяти» вывел крыло из спирали в направлении окна и посмотрел на прибор. Варик показывал 6 м/с! По его писку я ожидал 2-3 м/с!!! Тут я понял почему Женька так отчаянно удирал в окно пока я спиралил. С этого момента мой самолетный опыт, сыгравший со мной злую шутку, начал работать на меня — не паниковать! не крутить головой, не беспокоить вестибулярку! все внимание на прибор и на поведение аппарата! К счастью, я успел хорошо изучить поведение моего любимого Призрака, поэтому периодически ослаблял давление на спидбар и ощущая уменьшения, а не увеличения скорости, я был уверен, что иду без крена или с минимальным креном, перегрузка была около одного g. Между тем прибор продолжал пищать +5, +6 и особо не болтало.

Пройдя несколько минут в этом режиме я влетел в одно из периферийных ядер облака (в центральном ядре аппарат наверно бы сломался) меня дернуло за подвеску, я автоматически зажался, а прибор истерично заорал подъем. Это длилось несколько секунд, потом я, выпав из ядра, смог погасить скорость и восстановить прежний режим. Судя по всему, я ходил широкой спиралью, потому что еще 2 раза натыкался на мощный восходняк и несколько раз проходил рядом: бросало в левый крен, я с небольшой задержкой, около 1 секунды, его «на ощупь» исправлял. Между тем прибор показал 3300м. Я посмотрел на парашют, потом на варик (там +5), подумал: может отстегнуться?, но потом решил, что пока аппарат управляется — я его не брошу. Еще с сарказмом подумал, что здесь точно ни с кем не столкнусь: нет такого кретина, чтобы умышленно направил самолет на 3500 метрах в грозовое облако.

Стало сыро, на спидбаре, тросах — капли, руки стали мерзнуть, терять чувствительность (полетел-то — без перчаток, идиот :), хорошо хоть куртку теплую одел. Пару раз находил нули, но удержаться в них не удавалось, минусов не было. Прибор запотел, потом стал обмерзать, на подвеске — иней, троса — блестят. Повернул голову посмотреть на консоль, внутреннее ухо (вестибулярка) качнулось и я потерял ориентацию в пространстве: кругом равномерная белизна. Решил больше минусов не искать и скручивать здесь, не то — обледенею и упаду; создал крен и все внимание на скорость и перегрузку, на прибор не смотрю. Начались циклические колебания скорости, судя по всему, крутил косяки, раз было ощущение зависания, я зажался «по самые никуда». Инстинктивно дернулся чуть влево — колебания скорости стали меньше, меньше и наконец крыло завыло равномерно на максимальной (на моей памяти) скорости с перегрузкой около 2g. Я замер поддерживая этот режим. Когда скорость казалась слишком большой — чуть увеличивал перегрузку, потом уменьшал, чтобы не сломать аппарат.

В какую сторону кручу я не знал, но закрывать глаза в такой ситуации никому не советую — вид спидбара помогает вестибулярке не съехать с катушек окончательно, да и ресницы могут замерзнуть. С такой дикой скоростью я влетел в град и подумал — хорошо!!! — ведь град — выпадает из нисходящей части облака! Руки отогрелись и стали чувствовать боль от ударов градин, я понял что снижаюсь, оттаяло стекло прибора. Землю увидел «сверху», то есть справа, а ожидал слева, поэтому увидел сразу четко шоссе с машинами в узком коридоре между двух облачных стен и даже заорал от счастья. Я сыпался к земле с креном 80 градусов между стеной дождя и стеной града на высоте 1700м, попробовал уменьшить крен до 45 и прибор тут же запищал подъем! Я опять бросился в крен и за 5-6 спиралей выпал под нижнюю кромку облаков на высоте 1400 м. здесь был только дождь, километрах в 5-ти, в стороне, сверкали молнии, туда я не попал — повезло!!! Я понял, что со мной все в порядке, следующая мысль была — только бы никто не взлетел сразу за мной!!!

Постепенно снизился, по нескошенной траве оценил направление ветра, зашел и сел в 200 м от шоссе. По крылу барабанил дождь, я стою и думаю, что делать, связи нет -мобильник забыл в пятницу на работе. Засунул подвеску в рюкзак, ослабил поперечину и латы, сложил трапецию и мачту и положил аппарат плашмя, носом к ветру. Выйдя на шоссе, увидел знак границы областей — Московской и Рязанской, до старта — 8 км. 131 попутка подобрала меня: мокрого, с подозрительным мешком и в шлеме, и довезла до поворота, 1,5 км пешком и я увидел все 3 стоящие у дороги клюшки и газующую навстречу лебедку. Я был счастлив!!!

В памяти прибора остались цифры: высота 4100м, скорость подъема и снижения — более 8 м/с, время полета 54минуты 33секунды.

P.S.: Вы только не подумайте про меня, что я такой отважный и бесстрашный, и все делал спокойно и хладнокровно. Почти все время в облаке мне было дико страшно, причем, не постфактум, а в реальном масштабе времени — время осознать опасность было, и не запаниковать стоило больших усилий. Помогало то, что голова была загружена работой — что делать? как выбраться?, поэтому удалось довольно много запомнить.

С пожеланием, чтобы этот рассказ никому не пригодился на практике,
Искренне Ваш, Федор Синяков

Комментарии (0)

Оставить комментарий